Описание: Первым же своим фильмом «Дрифтеры» (разновидность рыболовных судов), еще немым, Грирсон заявил о себе, как о режиссёре, способным обращать художественные средства к достижению публицистических целей, как это делал, впрочем, и Вертов. Но если последний был занят исследованием возможностей «киноглаза», был поэтом и утопистом, то Грирсон смотрел на кино гораздо прозаичнее, что ощущается в его фильмах.
Они не лишены положительных качеств, сделаны талантливо, но полёт, ощущение столкновения с невыразимым и неуловимым исчезли. Грирсон, в сознательном отрыве от Флаэрти, пытается петь гимн стали и двигателям – символу рабочего класса, его мало интересуют рыбацкие деревушки старого типа и утлые лодчонки, которые были бы под прицелом камеры Флаэрти. Если он их и показывает, то в качестве обвинения капиталистическому строю, не способному обеспечить нормальные условия для труда. Клубные зрители этого фильма, а он, как и, скажем, вся советская кинематография, сначала демонстрировался в Англии только в киноклубах, были восхищены Грирсоном и захвачены его идеями. Вскоре фильм вышел в кинотеатральный прокат и имел огромный успех.
Грирсон не стал продолжать снимать фильмы, совершенствуя свой талант, как это принято было это делать до него...
Вместо этого он начал собирать команду молодых людей, которые бы сами снимали фильмы в соответствии с его концепцией кино, а он брал на себя обязательства по поиску денег, координированию проектов и всяческой помощи при монтаже и дистрибуции. Грирсон, таким образом, стал первым в истории продюсером неигрового кино (Люмьер, «Пате» или «Гомон» не в счет, так как в том случае фильмы снимались по заказу и оставались анонимными продуктами с лейблом студии), взрастившем целую плеяду английских документалистов, в числе которых были Пол Рота и Бэзил Райт. Обстановка на студии Грирсона была сравни монастырскому уставу: его подчиненные режиссёры работали почти круглые сутки, беспрекословно подчиняясь каждому слову Грирсона и регулярно собираясь в местном пабе на обсуждения дальнейшей работы – по сути, семинары и летучки в одном лице. Понимая возможности, которые даёт кинематографу звук, Грирсон пригласил на студию Альберто Кавальканти, который давно экспериментировал с его использованием в кино. Из США был приглашен Флаэрти – не столько из дружеских побуждений, сколько из соображений престижа и бизнеса. Материал, отснятый Флаэрти, обработан до неузнаваемости, причём он был использован не только в «Промышленной Британии», где в качестве авторов числятся Грирсон и Флаэрти, но и в нескольких других фильмах производства Грирсона. Потоковое производство публицистических картин, за счёт энергетики и таланта режиссёров (в 33 году их у Грирсона было уже более тридцати), находило спрос в кинотеатрах. Хотя бы потому, что ничего подобного никто больше не делал, к тому же, талантливый Грирсон следил за творческой состоятельностью фильмов, чтобы они из пропаганды не превращались в агитки. Причём, как и Вертов, он вслух был против «эстетизации» кинематографа, говорил, что его люди – это сначала пропагандисты, а потом режиссёры, но объяснять художественные качества производимых его студией фильмов только молодым энтузиазмом было бы наивно. Также для Грирсона очень важно было установить баланс между пропагандой прав рабочих, воспеванием их стремления к материальному благополучию и соблюдением лояльного к правительству, финансирующему многие его фильмы, тона. Такое «сокрытие» истинного замысла всегда идёт на пользу фильму, заинтересовывает публику, которой нравится «разгадывать» фильм, как детектив. Возможно, это одна из причин популярности фильмов Грирсона.
Год выпуска: 1929
Страна: Великобритания
Продолжительность: 02:21:36
Смотреть "ДРИФТЕРЫ" онлайн
Интересно о рыбаках, но более выразительным и художественным показался завершающий фрагмент о труде шахтёров. Если будет случай, хотелось бы увидеть ещё небольшой кусочек на индустриальную тему.
ОтветитьУдалить